Здоровьесбережение в условиях ДОУ
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребѐнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребѐнка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:
-
Осуществление закаливание при условии, что ребѐнок здоров;
-
Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребѐнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства) ;
-
Тщательный учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
-
Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
Систематичность и постоянство закаливания, а не от случая к случаю. Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:
-
Чѐткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
-
Рациональная, неперегревающая одежда детей;
-
Соблюдение режима прогулок во все времена года;
-
Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры) ;
-
Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.
Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребѐнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребѐнком жизненного опыта. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Кроме подвижных игр, в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений:
- Бег и ходьба
- Прыжки
- Метание, бросание и ловля мяча
- Упражнения на полосе препятствий
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.
На каждые две недели имеются 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе:
- для хорошей погоды (по сезону) ;
- на случай сырой погоды;
- на случай порывистого ветра.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребѐнка в нашем дошкольном учреждении придаѐтся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
-
Занятия по традиционной схеме;
-
Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
-
Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» - дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.
Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребѐнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Музыка, сопровождающая движения, создаѐт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребѐнка.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Еѐ цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Разминка в постели:
Упражнения выполняются из разных положений: лѐжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Точечный массаж – элементарный приѐм самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своѐм здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своѐ самочувствие. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи нами используются разнообразные формы работы:
-
открытые занятия с детьми для родителей;
-
педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания;
-
консультации;
-
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
-
дни открытых дверей;
-
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
-
совместное создание предметно – развивающей среды;
-
работа с родительским комитетом группы;
-
тренинги;
-
анкетирование.