Добро пожаловать на официальный сайт детского сада "Алёнушка" г. Омутнинска

Здоровьесбережение в условиях ДОУ

           Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребѐнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребѐнка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

           При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

  • Осуществление закаливание при условии, что ребѐнок здоров;

  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребѐнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства) ;

  • Тщательный учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

           Систематичность и постоянство закаливания, а не от случая к случаю. Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:

  • Чѐткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);

  • Рациональная, неперегревающая одежда детей;

  • Соблюдение режима прогулок во все времена года;

  • Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры) ;

  • Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

         Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях.

         Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребѐнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребѐнком жизненного опыта. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

         Кроме подвижных игр, в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений:

- Бег и ходьба

- Прыжки

- Метание, бросание и ловля мяча

- Упражнения на полосе препятствий

      Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

        На каждые две недели имеются 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе:

- для хорошей погоды (по сезону) ;

- на случай сырой погоды;

- на случай порывистого ветра.

        Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребѐнка в нашем дошкольном учреждении придаѐтся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • Занятия по традиционной схеме;

  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.

      Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» - дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.

        Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. 

     Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребѐнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Музыка, сопровождающая движения, создаѐт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребѐнка.

          В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Еѐ цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.

      Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

          Разминка в постели:

      Упражнения выполняются из разных положений: лѐжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.

        Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

      Точечный массаж – элементарный приѐм самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своѐм здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своѐ самочувствие. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

        Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

     В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи нами используются разнообразные формы работы:

  • открытые занятия с детьми для родителей;

  • педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания;

  • консультации;

  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

  • дни открытых дверей;

  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

  • совместное создание предметно – развивающей среды;

  • работа с родительским комитетом группы;

  • тренинги;

  • анкетирование.

        Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального работников. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. Здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. Поэтому работу по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей без сомнения, должны осуществлять семья и дошкольное учреждение.

       Первая школа воспитания — это семья. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. В условиях семьи формируется эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень содержания эмоционального и социального развития ребенка Доказано, что состояние здоровья родителей — один из ведущих факторов, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье ребенка. Это воздействие не только чисто биологическое (наследственное, но и проявляется через систему условий, характеризующих образ жизни матери и отца, их установку на здоровье, степень медицинской активности. Профилактическая активность людей, определяющаяся осознанием здоровья как ценности и наличием целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению, в настоящее время становится важным фактором, влияющим на здоровье населения, в первую очередь детского. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину им ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

      Поэтому так важно помочь родителям понять, что на развитие личности ребенка оказывают влияние очень многие факторы, и воспитание не должно идти стихийным путем. На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение. Многочисленными исследованиями установлено отрицательное влияние на здоровье ребенка раннего искусственного вскармливания, нерационального режима дня, нерегулярного и недостаточного пребывания на свежем воздухе, малой физической активности и вредных привычек родителей. Элементарное соблюдение принципов здорового образа жизни может нивелировать все эти отрицательные воздействия, и, следовательно, мероприятия, направленные на повышение медицинской активности родителей, являются задачей первостепенной важности. Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого- педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения